Охрана труда

Всемирный день охраны труда – 28 апреля 2022

ИНФОРМАЦИЯ

Об инспекторах труда вышестоящего профсоюзного органа

Андропова Марина Владимировна,

технический инспектор труда

8 (0212)35-88-29, 8(029)850-11-12

Мандрик Сергей Александрович,

правовой инспектор труда

8 (0212)35-88-28, 8(029)216-55-44

О законодательстве Республики Беларусь

по вопросам охраны труда:

— Закон Республики Беларусь 12.07.2013 г. № 61-З “Об охране труда”;

— Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 августа 2015 г. № 51/94 “О документах, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”;

— Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.09.2013 г. № 98 “Об утверждении типового положения о службе охраны труда организации”;

— Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2013 г. № 114 “Об утверждении Типового положения о комиссии по охране труда”;

— Постановление Министерства труда Республики Беларусь 28.11.2013  № 111 “Об утверждении положения о планировании и разработке мероприятий по охране труда”;

— Постановление Президиума Совета  Федерации профсоюзов Беларуси 24.04. 2014  № 96 «ПОРЯДОК участия профсоюзов в расследовании несчастных  случаев  на  производстве».

Ответственность за нарушение норм по охране труда

Наниматель обязан создавать работникам здоровые и безопасные условия труда, внедрять новейшие средства и технологии, обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований стандартов по охране труда.

За нарушение законодательных и других нормативных и правовых актов по охране труда наниматели и работники несут установленную законодательством и коллективными договорами ответственность. Юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством (ст. 465 ТК РБ).

1. Дисциплинарная ответственность наступает в случаях нарушения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соответствии с действующим трудовым законодательством за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания (ст. 198— 204 ТК РБ): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Для работников транспорта, таможенной службы и других категорий с особыми условиями труда дисциплинарная ответственность устанавливается Правительством РБ (ст. 204 ТК).

Независимо от мер дисциплинарного взыскания к работнику могут быть применены и другие меры административной ответственности: лишение премии, штрафы и т.д.

2. Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. К административной ответственности привлекаются должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, норм и правил охраны труда.

Налагать штраф могут Главный государственный инспектор труда РБ, начальники управлений, межрайонных инспекций и их заместители, начальники отделов, государственные инспекторы труда. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда. Сумма штрафа может составлять от 1 до 10 базовых величин для граждан и от 1 до 50 — для должностных лиц и устанавливается законодательством РБ. Запрещается удержание штрафов, наложенных на должностных лиц, за счет предприятий. Вместо наложения штрафа допускается применять другие административные меры: предупреждение, меры общественного воздействия. Согласно КоАП административное нарушение может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения, а решение должно быть исполнено не позднее трех месяцев со дня его принятия.

3. Материальная ответственность. Работник может быть привлечен к материальной ответственности, если по его вине предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб (ст. 400 ТК). При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия нанимателя он имеет право передавать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

При совместном выполнении рабочими и служащими отдельных видов работ администрацией по согласованию с профкомом может быть введена коллективная (бригадная) материальная ответственность.

Взыскание денежных сумм с виновных в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится администрацией на основании приказа нанимателя. Срок взыскания — не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного ущерба при наличии акта и письменного согласия работающих.

Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц предусмотрена ответственность предприятия (учреждения, организации). При отсутствии согласия администрация обращается в суд.

Материальная ответственность — это возмещение ущерба, поэтому не исключена возможность одновременного привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ст. 408 ТК).

4. Уголовная ответственность. Законодательство РБ предусматривает за нарушение трудового законодательства, требований техники безопасности и производственной санитарии повышенную ответственность работников, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности. К уголовной ответственности привлекаются лица, допустившие злостные нарушения, при условии, что такие нарушения повлекли за собой либо могли повлечь несчастные случаи, профзаболевание или другие тяжелые последствия.

Руководители работ привлекаются к уголовной ответственности, если непосредственно руководили работами, при которых произошел несчастный случай, а именно:

— допустили к производству работ некомпетентных лиц, что привело к несчастному случаю;

— не создали необходимых условий для выполнения обязанностей по обеспечению безопасных и здоровых условий труда;

— не приняли необходимых мер к устранению нарушений правил охраны труда;

— не приняли мер к выполнению соглашений по охране труда, коллективных договоров, а также предписаний государственных и профсоюзных инспекций, что привело или могло привести к несчастным случаям или иным тяжелым последствиям.

Степень уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда при производстве работ, эксплуатации машин и механизмов определяется УК, который предусматривает, в зависимости от тяжести проступка, следующие меры наказания: исправительные работы, штраф, общественное порицание, освобождение от должности, лишение свободы от 1 года до 8 лет.

Работа правовой инспекции труда Белорусского профессионального союза работников культуры,

информации, спорта и туризма в 1 полугодии 2021 года

По состоянию на 1 июня 2021 года правовая инспекция труда Белорусского профессионального союза работников культуры, информации, спорта и туризма (далее – Профсоюз) состоит из 6 главных правовых инспекторов труда и 1 правового инспектора труда.

Правовой инспекцией труда Профсоюза в 1 полугодии 2021 года общественный контроль осуществлен в отношении 179 организаций отраслей культуры, информации спорта и туризма. По результатам общественного контроля выдано: 29 представлений, 29 справок и 120 рекомендаций. Выявлено 575 нарушений, устранено организациями 423 нарушения.

В ходе проведения проверок и мониторингов правовой инспекцией труда Профсоюза в 1 полугодии 2021 года изучался вопрос о применении нанимателями норм Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2020 г. № 482 (далее – Указ), Закона Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З «Об изменении законов» (далее – Закон), в соответствии с которым внесены изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь. Также изучался вопрос приведения норм коллективных договорам Тарифным, областным, городским, районным соглашениям в части распространения действия коллективных договоров. В ходе изучения указанных вопросов нанимателям рекомендовано привести нормы действующих коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных правовых актов в соответствие с требованиями вышеназванных Указа, Закона, Тарифных, областных, городских, районных соглашений .

Правовыми (главными правовыми) инспекторами труда Профсоюза в 1 полугодии 2021 года дано 812 консультаций по правовым вопросам: 132 — на личном приеме, 618 –по телефону, 51 –в ходе работы «прямых линий телефонных», «круглых столов», 11 – в глобальной сети Интернет.

С помощью главных правовых (правовых) инспекторов труда 2 спора между нанимателями и работниками разрешено в пользу работников без обращения в суды.

Всего правовыми (главными правовыми) инспекторами труда Профсоюза за отчетный период составлено 15 процессуальных документов, из них 12 — в судебные органы, 3 заявления в КТС.

26 696,63 белорусских рублей возвращено незаконно удержанных или не выплаченных работникам денежных сумм по требованиям профсоюзных органов.

Примеры помощи членам Профсоюза

Главный правовой инспектор труда Брестской областной организации Профсоюза Василюк С.Г. принял участие в качестве представителя истца в заседаниях суда:

— по иску Цекот Екатерины Геннадьевны, бывшего работника КСУП «Брестский областной центр поддержки спорта», о выплате заработной платы, расчета при увольнении, среднего заработка за каждый день задержки расчета при увольнении, морального вреда. Исковые требования удовлетворены частично. Принято решение суда о взыскании с нанимателя в пользу работника 418,88 (четыреста восемнадцать белорусских рублей 88 копеек) среднего заработка за каждый день задержки расчета при увольнении (заработная плата выплачена нанимателем до вынесения решения суда, в возмещении морального вреда судом отказано). Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.

— по иску Лещинского Сергея Николаевича, бывшего работника КСУП «Брестский областной центр поддержки спорта», о выплате расчета при увольнении, среднего заработка за каждый день задержки расчета при увольнении, морального вреда. Исковые требования удовлетворены частично. Принято решение суда о взыскании с нанимателя в пользу работника 283,06 (двести восемьдесят три белорусских рубля 6 копеек) среднего заработка за каждый день задержки расчета при увольнении (расчет при увольнении выплачен нанимателем до вынесения решения суда, в возмещении морального вреда судом отказано). Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.

Главным правовым инспектором труда Гомельской областной организации Профсоюза Демчихиным В.Е. по обращениям граждан были составлены:

Голубева В.Н., УО «Гомельский государственный профессиональный аграрно-технический колледж», исковое заявление о восстановлении на работе. Стороны заключили мировое соглашение, по которому Голубева В.Н. восстановлена на работе.

Чернявская И.В., ГУ «Брагинский районный дом культуры», исковое заявление о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещении морального вреда. Стороны заключили мировое соглашение.

Тимохова А.Д., пенсионер, бывший работник Гомельского филиала РУП «Белсоюзпечать», возражение на протокол об административном правонарушении, размер штрафа 10 базовых величин. Вопрос решен в пользу Тимоховой А.Д.