
✨ В 2014 году ГУ «Поставский районный краеведческий музей» @postavskiimuzei открыл новую музейную экспозицию в подвальных помещениях бывшего дворца Тызенгаузов. Этот уникальный проект стал еще одним важным вкладом в сохранение и популяризацию истории нашего края.
🎨 Над созданием экспозиции работал талантливый дизайнер и художник Игорь Куржалов. Внутри вы найдете три части экспозиции, посвященные ключевым страницам истории:
🔹 Жизни и деятельности графа Константина Тызенгауза;
🔹 Санкт-Петербургская офицерская кавалерийская школа в Поставах;
🔹 Первая мировая война на Поставщине.
Приглашаем всех окунуться в атмосферу прошлого и узнать больше о героическом и богатом наследии Поставщины!

📚 Музей Поставского района @postavskiimuzei — это уникальный центр сохранения истории и культуры нашего края! Основанный в 1974 году, он является важным научно-исследовательским и просветительским учреждением. В фондах музея хранится более 10 тысяч экспонатов основного фонда и около 9 тысяч научно-вспомогательных предметов.
🌿 В залах музея представлены экспозиции по природе, археологии, истории, этнографии города и района, а также материалы о Великой Отечественной войне. Особое место занимают археологические находки — остатки скелета мамонта, старинные монеты, исторические артефакты, связанные с родом Тызенгаузов и имениями, а также материалы о подпольной деятельности и партизанском движении во время войны.
🎟️ Первый раз музей открыл свои двери для посетителей в 1976 году после двух лет сбора экспонатов и создания экспозиций. Основой фондов послужила коллекция экспонатов Лукичева Николая Дмитриевича. Сегодня музей продолжает радовать гостей богатством своих коллекций и интересными экскурсиями.
Приглашаем всех познакомиться с богатым наследием Поставщины!
Путешествуя по Лынтупщине можно найти множество интересных и нетривиальных мест.
В самом поселке в направлении от костела Св. апостола Андрея в сторону усадьбы Бишевских, проезжая через железнодорожный переезд можно заметить атмосферное здание из красного кирпича, а с противоположной стороны площадку с замысловатыми «домиками» и датчиками.
В чем кроется их загадка? Это объекты местной метеорологической станции «Лынтупы».
Метеорологическая станция № 6 расположена на северо-восточной окраине городского
поселка Лынтупы Поставского района Витебской области и основана в 1941 году. Станция на сегодняшний день состоит из административного здания и площадки.
Метеорологическая площадка расположена на ровном и возвышенном месте, что важно для получения точных данных о погоде. Ее местоположение включает в себя ближайшее окружение: одноэтажную застройку, лесные массивы и железнодорожное полотно. Высота над уровнем моря составляет 208 метров, что также учитывается при анализе метеорологических данных.
Метеостанция осуществляет круглосуточные приземные наблюдения с помощью профессиональной измерительно-информационной системы «Пеленг», которая оснащена комплектом датчиков для измерения основных метеорологических параметров: температуры воздуха, влажности, атмосферного давления, скорости и направления ветра, осадков и других показателей. Эти данные собираются и обрабатываются для своевременного мониторинга погоды.
Кроме того, на станции проводятся агрометеорологические наблюдения — это важная часть работы, которая помогает оценивать условия для сельского хозяйства, выращивания растений и животноводства. Такие наблюдения позволяют принимать обоснованные решения по агротехническим мероприятиям.
В целом, правильное расположение и оснащение метеостанции обеспечивают получение достоверных данных о погодных условиях и помогают в решении задач как метеорологии, так и сельского хозяйства.
В связи с этим загадка прогнозов погоду по ТВ раскрыта! На карте при демонстрации Поставского района можно было не найти Постав, как административного центра района, а Лынтупы были.

🏇 С Санкт-Петербургской офицерской кавалерийской школой связана история этого гобелена, который вы видите перед собой.
Данную семейную реликвию передала в музей Людмила Александровна Герра-Сольсано (в девичестве Отвалко). Ее прадед Иван Отвалко служил у графа Пшездецкого. Он вырастил для графа прекрасную лошадь, которая занимала призовые места на конных соревнованиях. В благодарность Пшездецкий на свои средства отправил учиться в офицерскую школу его сына Александра.
Когда Александр Иванович Отвалко, будучи выпускником школы, приехал в Поставы поблагодарить графа, тот спросил, хорошо ли окончил учебу парень. «С отличием!» — ответил молодой человек. Тогда граф Пшездецкий снял со стены гобелен ручной работы и подарил молодому офицеру.
С 2014 года данная реликвия размещается в музейных экспозициях здания бывшего дворца Тызенгаузов.

🌹Окно-роза — это архитектурный элемент, характерный для готического стиля, особенно для соборов и храмов. Форма такого окна получила название rota — считалось, что это символ времени. Обычно оно круглое или многолепестковое, оформлено сложными геометрическими рисунками и декоративными элементами, такими как витражи. Они выполняли не только декоративную, но и символическую функцию.
🍃 Окно-роза символизировало разные аспекты религии и часто было связано с изображением святых или библейскими сценами. Когда свет попадал через него внутрь церкви, благодаря цветным стеклам создавался невероятный красочный эффект и мягкий свет, который вызывает восторг и трепет.
Источник: vit-rage.ru

🎵 Цимбалы диатонические самодельные.
«Тая песня, як возьмеш цымбалы,
К нам даносiць пачуццi з мiнулых вякоу».
Струнный ударный музыкальный инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный, плоский, дерево светлое, окантовка тёмно-коричневого цвета, в верхней деке вырезаны два резонансных отверстия в форме круга с ромбами внутри. Изготовлены мастером Новиком Иосифом Николаевичем для своих внуков (1988 г.).
Конструкцию диатонических цимбал Новик Иосиф Николаевич разработал сам, заимствуя основу с исконных, дедовских цимбал, слывших за самые «гучные». Его конструкцию пока не повторил никто.
Главное отличие диатонических цимбал от хроматических (современных): у диатонических цимбал молоточки миниатюрные и легкие. Еще одно отличие диатонических цимбал от простых — извлечение звука. Пользуясь диатоническими цимбалами, музыкант после удара не сразу поднимает молоточек, — колеблющаяся струна успевает на какое-то мгновение несколько раз ответить, ударить по молоточку. Эта казалось бы маленькая деталь совершенно меняет звучание цимбал. Инструмент начинает петь тем прерывистым, хрупким «голосом», который очаровывает даже самого равнодушного к стародавней музыке слушателя.

🎶 Цимбалы — это традиционный народный музыкальный инструмент, относящийся к группе ударно-щипковых инструментов. Они занимают важное место в культурной наследии Беларуси и являются одним из символов национальной музыкальной традиции.
Исторические корни цимбалов уходят в далекое прошлое, в эпоху древнего Вавилона. Об этом свидетельствуют археологические находки и упоминания в различных источниках. Цимбалы упоминаются в библейских псалмах пророка Даниила, что подтверждает их древность и значимость. Первые изображения этого инструмента были обнаружены на ассирийских памятниках, датируемых несколькими тысячелетиями назад.
Современные белорусские цимбалы отличаются своим уникальным звучанием и техникой исполнения, сохраняя богатые традиции предков и продолжая развиваться в рамках национальной культуры.
Появление цимбал на белорусской земле исследователи относят к первой половине XVI-го столетия, когда активные миграционные процессы между восточными славянами и западноевропейскими государствами приобрели стабильный характер.
Наибольшее распространение цимбалы получили в северо-западных и центральных областях Беларуси – Витебской, Гродненской, Минской; однако, были и другие регионы, где мастерами-изготовителями и исполнителями на цимбалах становились целые семьи. Каждый мастер-самоучка вносил в конструкцию инструмента что-то свое (улучшающее, на его взгляд, звучание цимбал); каждый инструмент, поэтому, не походил на другой, имел свои отличительные особенности. Для игры цимбалы приспосабливались на коленях или на столе, либо подвешивались на ремнях через плечи. Молоточки (палочки) длиной 20 см изготавливались из дерева твердой породы – дуба, клена. Звук от таких молоточков был звонкий, резкий. Народные цимбалы с диатоническим звукорядом, диапазоном до 2-х октав, настраивались в Фа мажоре (т. н. «низкий» строй под гармонику) или в Соль мажоре («высокий» строй под баян), что позволяло исполнять фольклорный репертуар в стилистике и особенностях той или иной местной традиции.
Источник: folkmanystringedinstruments
Фото: интернет

Костёл Иоанна Крестителя.
Стиль архитектуры: оборонительное зодчество, готика и ренессанс.
Один из старейших храмов в Беларуси, построенный в 1603—1606 годах.
Возведенный храм-крепость был местом обороны во время войны со шведами, о чем свидетельствуют следы от пушечных ядер в стенах. Кроме того, костёл — один из немногих в Беларуси, который никогда не был закрыт, за исключением периодов реставрации.
В храме насчитывается порядка 120 предметов, имеющих историческую ценность, в том числе: чудотворная икона Матери Божьей (нач. XVII в.), деревянные статуи святых Петра и Павла (нач. XVIII в.), двухсотлетний орган, картина «Иисус и сирота» (XIX в.). В храме также хранятся частицы мощей святых Казимира и Станислава.
Республика Беларусь, Витебская область, Поставский район, аг. Камаи, ул. Гагарина 1
Координаты: 55.060196, 26.605207
Фото 1: Дмитрий Ивченко

Православная церковь Святого Николая Чудотворца построена в 1894 на месте деревянного храма в псевдорусском стиле, имеет древнюю и сложную историю.
В исторических документах церковь впервые упоминается в инвентаре усадьбы Поставы за 1628 г. В 1815 г. эта деревянная церковь сгорела от ракеты, запущенной учениками школы. Здание временной, перестроенной, церкви, находилось на противоположной стороне от исторического места. В 1886 г. центральная часть Постав сгорела. На пожертвования прихожан, а также графини Марии Пшездецкой (дочери Константина Тызенгауза), на протяжении одного года временная церковь была восстановлена в лучшем виде, но в своих прежних размерах.
Закладка храма была начата 1 августа 1891 г., и уже в мае 1894 г. церковь освятили в честь Святого пророка Осии.
Внутри церкви просторно. В центре расположен позолоченный иконостас. Внутри хранится большое число старинных икон. В их числе «Андрей и Яков», «Матвей и Павел», «Спас», «Иуда с апостолом», различные другие.
Николай Чудотворец считается покровителем путешествующих. Поэтому всем прибывающим в Поставы настоятельно рекомендуется побывать внутри этой святыни.
Поскольку храм расположен вдоль берега реки Мяделка, его очертания красиво отражаются на водной глади.
Здание является историко-культурным наследием Беларуси и охраняется государством.
Контакты: cerkov-postavy.by
Республика Беларусь, Витебская область, г. Поставы, пл. Ленина 22
Координаты: 55.113271, 26.840623

Молитвенный дом церкви Христиан Веры Евангельской ”Спасение“.
Церковь Христиан Веры Евангельской начала своё существование в 1953 году. В д. Бельки проживала Тамара Арсентьевна Медюхо, истинно уверовав, в качестве первой начала проповедовать Евангелие. За ней уверовала ее сестра Геня, а позже и муж Виктор Владимирович.
В 1973 году Виктор Владимирович Медюхо был избран пресвитером церкви. На протяжении 16 лет верующие собирались в квартире пресвитера.
В 1978 году в Поставах была зарегистрирована автономная христианская пятидесятническая община.
В 1992 году на служение в Поставы приехал Николай Шевчук. В то время община собиралась в клубе местной строительной организации.
В 1993 году был получен участок под строительство храма и был заложен фундамент. Стройка длилась два года. В 1995 году прошла церемония открытия храма, в этом же году не стало Николая Шевчука. На его место был избран Вячеслав Курочкин (зять Тамары Арсентьевна Медюхо). Через три года Вячеслав был рукоположен на пасторское служение.
Полноевангельская церковь «Спасение» входит в общение церквей «Новое Поколение».
Возглавляет церковь пастор Роман Гарбуль, рукоположенный на служение в декабре 2014 года, до этого старшим пастором долгое время был Вячеслав Петрович Курочкин. Церковь имеет собственное здание общей площадью около 1500 метров.
На базе церкви в течение многих лет проводятся детские и молодежные летние лагеря. Лагеря «Белкреэйшен» насчитывали в разное время от 300 до 1000 молодых людей. В настоящее время служение посещают около 80 человек, работает Воскресная школа.
Республика Беларусь, Витебская область, г. Поставы, ул. Советская 102
Координаты: 55.099505, 26.837680
Фотоматериалы: gospel. by

Костёл Святой Троицы — памятник архитектуры в стиле барокко с элементами классицизма, построен в 1769—1773 годах.
Построен как монастырская церковь монастыря доминиканцев (не сохранился).
В Национальном историческом архиве Беларуси хранятся копии метрических книг Дуниловичского доминиканского (фарного) костела за 1827-1833 и 1834-1848 годы.
В 1948 г. костел был закрыт, его сначала использовали как склад для сохранения искусственных удобрений, а затем как зерносклад.
В 1989 году храм был возвращен верующим, 12 августа состоялась первая Святая Месса, которой руководил ксендз Владислав Блин.
В 1990-х годах проходила длительная реставрация костёла.
Единственный костел в Беларуси с двухэтажным алтарем.
Вокруг костел ограда с кованой воротами, памятник архитектуры неоренессанса.
Объект включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Республика Беларусь, Витебская область, аг. Дуниловичи, ул. Осененко 2
Координаты: 55.076142, 27.235409
Текст: wikipedia

Костёл святого Андрея Апостола
Памятник архитектуры необарочного стиля. Построен в 1908—1914 годах при финансовой поддержке Юзефа Бишевского.
В декабре 2023 года храм включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Из истории: католический приход в Лынтупах был основан в XV веке. Первый деревянный храм был построен здесь около 1459 года. Позднее деревянный храм сгорел.
В некоторых источниках упомянуто, что храм освящён во имя святого Андрея Боболи, однако храм и приход носят имя апостола Андрея и престольный праздник в храме отмечается 30 ноября (в католической церкви — память св. апостола Андрея).
Главные украшения внешней части – лепные элементы. Прилегающая территория окружена оградой из камня с брамой. Одна из главных реликвий – икона Святой Анны, которая датируется XVIII веком.
Ежегодно в июле в Лынтупах проводится фест в честь Святой Анны. Традиция чествования святой сохранилась с 1826 года.
Республика Беларусь, Витебская область, г.п. Лынтупы, ул. Красильникова, 1
Координаты: 55.048606, 26.312057

Храм Успения Пресвятой Богородицы — древлеправославная Поморская Церковь.
Год постройки: 1-я половина XIX в.
Церковь является памятником народного зодчества.
В архитектурном плане храм решен прямоугольным срубом под двухскатной крышей, который над треугольным фронтоном увенчан двухъярусной колокольней с маковкой. Горизонтально облицованные деревянными досками фасады прорезаны единичными прямоугольными оконными проемами и расчленены брусами-стяжками.
В Свято-Успенском храме хранятся ценные иконы «Рождество Христово и побег в Египет» (1834 г.), «Преображение» (XIX век).
Храмовой день: 28 августа, Успение Пресвятой Богородицы.
Республика Беларусь, Витебская область, Поставский район, д. Кукляны

Памятник папе римскому Бенедикту XVI.
В 2008 году в д. Лучай Поставского района на территории действующего костела Святого Тадеуша был установлен первый в мире прижизненный памятник римскому папе Бенедикту XVI.
Открытие данного памятника было приурочено к приезду в Республику Беларусь государственного секретаря Святого престола кардинала Торчизио Бертоне.
Скульптура представляет собой фигуру папы в белой сутане с жестом благословления (1,7 метра высотой) и располагается перед центральным входом в храм.
Памятник был изготовлен в г. Минск. Автором скульптуры является профессор Лев Оганов (с жестом благословления (Член Белорусского союза художников).
Республика Беларусь, Витебская область, Поставский район, д. Лучай, ул. Садовая, д. 10А
Координаты: 55.089775, 27.117801

Синагога в Поставах.
На фото изображена одна из трех действующих в начале XX века хасидских синагог в местечке Поставы. Это здание Бейт Мидраша.
Каменное здание (красный лицевой кирпич) синагоги было перестроено в как жилой дом. Еще недавно здание в целом сохраняло черты внешнего облика синагоги, однако, в 2010-х гг., в результате последней реконструкции практически полностью их утратило. Ныне жилой дом на ул. Морозова.
Использованы материалы из книги «Синагоги Беларуси».

Кладбищенская православная часовня в честь равноапостольного князя Владимира (предположительно конец XIX в.).
Часовня располагается на территории местного кладбища.
В 250 метрах от часовни находятся следующие достопримечательности:
деревянная православная Покровская церковь,
двухъярусная отдельно стоящая колокольня,
часовня на братской могиле русских солдат 1812 года,
археологическое городище.
Республика Беларусь, Витебская область, Поставский район, д. Осиногородок, ул. Станкевича 1 А
Координаты: 55.159987,27.366534

Церковь-муравьёвка — собирательное неофициальное название церквей, архитектура которых имеет общие черты для периода массового строительства церквей на территории бывшего Великого княжества Литовского (ВКЛ) генерал-губернатором Российской империи Муравьёвым.
За 1863-1865 годы по типовым проектам было построено почти сто церквей, отремонтировано 126, создано более 60 часовен. Конфисковано 19 костелов и передано в распоряжение православной церкви.
Типовая архитектура ретроспективно-русского стиля этих церквей имела общие черты. Они представляют собой композицию, состоящую из четырех основных элементов: колокольня; трапезная, соединяющая колокольню с основным объемом; основной объем кубической формы – молельный зал; и небольшая апсида с тыла здания.
Таких церквей сегодня сохранилось очень много на территории Беларуси.
Оригинал текста: marshruting. com

Нетилат ядаим (от мишн. ивр. נטילת ידים — «поднимание рук») в талмудическом иудаизме — ритуальное омовение рук. Целью всякого омовения являются очищение от нечистоты и приготовление ко святому.
Серебряный ковш для ритуального иудейского омовения рук нетилат ядаим, которое совершают перед молитвой, с обязательной парой ручек для того, чтобы уже омытой («чистой») рукой не взять ручку, которую держала ещё неомытая («нечистая») рука, одна ручка кувшина — для «нечистых» рук, другая — для «чистых».
Пример нетилат ядаим находится в ГУ «Поставский районный краеведческий музей» на стенде, посвященном иудаизму.

Хамаилы (араб. هامايل — «талисман», «амулет») — книги малого формата, распространенные среди польско-литовских татар, в которых собраны молитвы на арабском и тюркском языках, отдельные суры (аяты) Корана, толкования религиозных обрядов, а также советы по лечению болезней, толкования снов, календари счастливых и несчастливых дней.
Обычно арабские и тюркские тексты сопровождаются пояснениями на белорусском или польском языках. Образцом для хамаилов белорусских татар были рукописи, привезенные из мусульманских стран, например, Турции, хотя в большинстве стран название не было известно среди молитвенников.
Среди татарских книг хамаилы были наиболее распространенными в повседневном обиходе рукописями. В каждой мусульманской семье был один или несколько хамаилов.
Зарегистрированы хамаилы 1971 и 1986 годов. Самый старший хамаил (1-я пол. 17 в.) находится в библиотеке Лейцибского университета. В Беларуси хамаилы хранятся в Национальной библиотеке Беларуси (7 экз.), Центральной научной библиотеке НАН Беларуси (8 экз.), Гродненском государственном музее истории религии (11 экз.) и в частных коллекциях.
С примером хамаила можно ознакомиться в рамках экспозиции, посвященной истории Поставского края в Поставском районном краеведческом музее.
Храмы
Древлеправославная поморская старообрядческая церковь Поставский р-н, д. Апидомы, ул. Парковая
Храм Воскресения Христова (православная церковь) Поставский р-н, г.п. Воропаево, ул. Ленинская, 90
Храм Рождества Иоанна Предтечи (православная церковь) Поставский р-н, д. Груздово, ул. Лесная, 14А
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (православная церковь) Поставский р-н, д. Ласица, ул. Центральная, 13А
Храм Успения Пресвятой Богородицы (православная церковь) Поставский р-н, д. Маньковичи, ул.Заречная, 3А
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (православная церковь) Поставский р-н, д. Осиногородок, ул. Станкевича, 4
Костёл Святого Архангела Михаила (римско-католическая церковь) Поставский р-н, г. п. Воропаево , ул. Заводская 51
Костёл Воздвижения Святого Креста (римско-католическая церковь) Поставский р-н, д. Груздово, ул. Лесная, 12
Костёл Воздвижения Святого Креста (римско-католическая церковь) Поставский р-н, аг. Камаи, ул. Гагарина, 1
Костел Святого Тадеуша (римско-католическая церковь) Поставский р-н, д. Лучай, ул. Садовая 10А
Костел Святого апостола Андрея (римско-католическая церковь) Поставский р-н, г.п. Лынтупы, ул. Красильникова, 1
Костел Святого Иосифа Ремесленника (римско-католическая церковь) Поставский р-н, аг. Париж, ул. Мелиоративная, 6А
Костел Святого Антония Падуанского и Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы Марии (римско-католическая церковь) г. Поставы, ул. Набережная, 8
Костёл Иисуса Милосердного (римско-католическая церковь) Поставский р-н, г. Поставы, ул. Космонавтов, 33
Поставский районный краеведческий музей: г. Поставы, пл. Ленина, д. 11/2, @postavskiimuzei;
Музейная экспозиция во дворце Тизенгаузов: г. Поставы, ул. Советская, д. 73,
Дом ремесел «Стары млын», г. Поставы, ул. Красноармейская, д.10 @domremeselpostavy_starymlyn
Городища
г. Поставы, ул. Набережная (территория костёла св. А. Падуанского)
г. Поставы, ул. Зеленая (городской пляж) Поставский район,
д. Осиногородок, ул. Станкевича, 6
д. Голбея, 0,5 км на север от деревни на правом берегу р. Голбея
д. Девгуны, в центре деревни